Что такое сертификат ISO

Сертификат ISO – это документ, свидетельствующий о том, что на предприятии внедрена система менеджмента качества, соответствующая требованиям международных стандартов. Аббревиатура ISO расшифровывается как International Organization for Standardization или в переводе на русский язык «Международная организация по стандартизации». Именно она занимается разработкой и изданием стандартов, соответствие которым необходимо для получения сертификата.


Сертификация ISO может быть как обязательной, так и добровольной. Процедура получения свидетельства о прохождении сертификации при этом является абсолютно идентичной: никаких послаблений организации, решившей стать обладателем такого документа по собственной инициативе, не предоставляется.

Что должно содержаться в сертификате

В сертификате должны содержаться следующие реквизиты:

  • наименование аккредитованного органа, выдавшего свидетельство о прохождении сертификации;
  • наименование самого документа и его регистрационный номер;
  • наименование организации, которой был выдан документ;
  • информация о соответствии системы менеджмента качества, функционирующей на предприятии, требованиям ISO;
  • дата выдачи и срок действия документа;
  • Ф. И. О. руководителя органа по сертификации и Ф. И. О. эксперта, проводившего оценку, а также их подписи;
  • печать органа по сертификации.

Для чего нужен сертификат

В условиях рыночной конкуренции компания, являющаяся обладателем сертификата ISO, получает ряд преимуществ перед производителями аналогичной продукции:

  • доверие потребителей и контрагентов;
  • создание позитивного имиджа компании;
  • возможность участия в тендерах и аукционах, требованиями которых установлено, что у претендентов обязательно должен иметься сертификат ISO;
  • систематизацию и организацию внутренних процессов, протекающих в компании, что влечет за собой улучшение качества продукции;
  • право на нанесение соответствующей маркировки на упаковку товара;
  • возможность выхода на мировой рынок.

Как получить сертификат

Для того чтобы получить сертификат, необходимо выполнить последовательность действий:

  • провести аудит существующей на предприятии системы менеджмента качества;
  • выполнить анализ результатов проверки и оценку степени их соответствия требованиям международных стандартов;
  • провести реорганизацию системы менеджмента качества с учетом выводов, сделанных по итогам анализа;
  • обратиться в аккредитованный центр, занимающийся выдачей сертификации ISO, с заявлением на проведение сертификации.

На основании заявления специализированная экспертная комиссия изучает действующую на предприятии систему менеджмента качества и дает оценку степени ее соответствия критериям, установленным стандартами ISO. По итогам сертификации составляется протокол, в котором отражаются все результаты проведенной проверки. В том случае, если СМК предприятия удовлетворяет всем указанным требованиям, компания получает соответствующий сертификат.